Конкурс профессионального мастерства педагогов «45 минут»
Открытый урок по информатике
8 класс
Тема урока: Функции. Использование стандартных функций в табличном процессоре Microsoft Excel.
Цель урока: Создать условия для усвоения знаний, умений и навыков в применении функций для простых арифметических операций и реализации исследовательских задач.
Задачи урока:
Образовательные:1.Повторение и закрепление знаний по теме "Табличный процессор Excel.2.Закрепление понятий: объекты таблицы, встроенные функции, ссылки;3.Закрепление умения учащихся ввода данных, написания формул.4.Практическое применение изученного материала и реализации его в исследовательских задачах.5.Формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в информатике и жизненной практике.Развивающие:1.Развитие навыков индивидуальной, парной и групповой практической работы.2. Развитие смекалки, быстроты мышления.3. Развитие функциональной грамотности, умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.4. Развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся.
Воспитательные:1.Воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива. 2.Формирование эстетического вкуса как элемента общей информационной культуры. 3.Воспитание трудолюбия, экономической грамотности.
Длительность: 45 минут
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, практических умений и навыков.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая
Программное и техническое и дидактическое обеспечение урока:
- 1.компьютер учителя;
- 2.проектор и интерактивная доска;
- 3.персональные компьютеры учеников;
- 4.пакет программ Microsoft Office 2007/2010(Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint);
- 5. карточки c заданиями;
- 6.уровневые тесты;
- 7.бланки для оценивания;
- 8.презентация к уроку.
План урока:
- 1.Организационный момент - 2 мин
- 2.Актуализация знаний. Постановка целей урока. Приём «Вызов»– 3 мин
- 3.Письменный зачет: дифференцированный тест - 8 мин
- 4.Изучение стандартных функций. Приём «Инсерт» -10 мин
- 5.Компьютерная физминутка - 1 мин
- 6.Практическая работа (мини - исследование)- 15 мин
- 7.Подведение итогов «Лист самооценки»- 3 мин
- 8.Домашнее задание - 1 мин
- 9.Рефлексия «Ладошки» - 2 мин
Ход урока
<!-- [if !supportLists] --> I. Организационный момент.
1.Положительный настрой на урок.
Здравствуйте! Я когда готовилась к уроку выбрала интересное выссказывание Но́рберта Ви́нера — американского учёного, математика и философа,основоположника кибернетики и теории искусственного интеллекта.
«Человек придает кибернетическим машинам способность
творить и создает этим себе могучего помощника»
Норберт Винер
И действительно, можно сказать, что без помощника компьютера и его программ сегодня не возможно обойтись, и сегодня мы в этом еще раз убедимся.
2. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Функции, использование стандартных функций» по программе Microsoft Excel.
Постановка целей урока. Приём «Вызов»:
-Пожалуйста, сформулируйте свои, важные для вас цели учебной деятельности на сегодняшнем уроке.
Учащиеся озвучивают цели и задачи урока, важные для них при закреплении темы.
.II. Актуализация знаний:
- У вас сегодня будет возможность получить несколько оценок за урок. Поэтому вам необходимо сосредоточится и вспомнить все, что вам известно об электронных таблицах. Работать вы будете индивидуально, в парах, в командах и получите оценки за каждое задание, из которых и будет складываться ваша итоговая оценка. Все результаты в будете заносить в оценочный лист.
III. Письменный опрос (уровневый тест) - Приложение 3
Листы с уровневыми тестами выбираются учащимися самостоятельно по уровню сложности на "3”, на "4”, на "5” .
IV. Изучение стандартных функций. Приём «Инсерт» (Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала). Работа в группе.
Работа с опорным конспектом урока:
1 э т а п:
Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней
информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус»
помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается
то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак»
ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях
отдельные абзацы и предложения.
III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию:
- рассказать, что уже известно (V
«галочка);
- выяснить, о чем хотят узнать больше ( ? «вопросительный знак»)
IV э т а п: обсуждение результатов
обработанного материала.
Выставление
оценок в оценочные листы лидером команды за вклад и участие в работе
V. Компьютерная
физминутка – «Упражнение для глаз»
VI Практическая работа (мини - исследование)
Задание: Составить карту итогов своей успеваемости за три четверти, используя приложение с данными (учащиеся заранее составили табель своей успеваемости за компьютерами). Подсчитать успеваемость и качество знаний за каждую четверть. Оформить работу, используя заливку, объединение ячеек, вставить рисунок.
Дополнительное задание (на «4»): рассчитать, сколько оценок по предметам надо улучшить, чтобы повысить конечный итоговой результат качества знаний.
Дополнительное задание (на «5»): составить диаграмму (по опережающему заданию).
Инструкция по выполнению заданий в Excel
- 1. Открой свою папку, создай лист Excel, назови его «успеваемость».
- 2.Открой приложение «задание», выбери для себя задание, которое сможешь выполнить самостоятельно.
- 3.Следуя критериям оценивания, составь таблицу. Подсчитать успеваемость и качество знаний за каждую четверть. Используй функцию автозаполнения ячеек, формулы, изученные функции.
- 4.Оформи работу (можно применить заливку, границы), вставь рисунок подходящей тематики.
- 5.Проверь работу, позови преподавателя для выставления оценки. Аргументируй свой выбор уровня сложности задания.
Самооценивание.
VII. Итоги урока: Заполнить ЛИСТ САМООЦЕНКИ (Приложение 2)- (подсчитать баллы.)
-Если мы будем брать в свои помощники ЭВМ, то и учиться мы будем с успехом! Потому что, ваша оценка является показателем ваших знаний, вашего уровня функциональной грамотности.
VIII. Домашнее задание: учебник Е.А.Вьюшкова, Н.В.Параскун, «Арман-ПВ», 2016г, стр 153-156, «Проверь себя» стр. 159-160 - ответы письменно в тетради
IX. Рефлексия. «Ладошки» (на заготовке рисунка ладошке написать ответы на вопросы + или - )